Лицейский журнал «RU.LI»

Школа — это маленькое государство, и, как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации.

Что же такое школьная газета или школьный журнал? Школьная газета (журнал) — современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.

Создание школьного журнала позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие ребят в школьном пресс- центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Создание школьного журнала в ТОГАОУ «Мичуринский лицей» было продиктовано временем, так как существовала острая необходимость возникновения органа школьной печати, который бы рассказывал о повседневных школьных делах, информировал бы учащихся о предстоящих планах на будущее, выносил на обсуждение злободневные проблемы страны, школы, учащихся и учителей, формировал в детях высокие нравственные качества, воспитывая будущих грамотных граждан России.

С 2014 года в ТОГАОУ «Мичуринский лицей» реализуется проект школьного журнала «Ru. Li» (Русский лицей). Над выпуском работают обучающиеся разных классов, с интересом собирают информацию, общаются с педагогами и освещают многочисленные общешкольные мероприятия. Журнал «Ru. Li» выходит один раз в четверть и пользуется интересом у детей и взрослых. Одной из особенных рубрик в журнале является рубрика, которую ведут выпускники лицея разных лет. Ребята с удовольствием поздравляют учителей и лицеистом с праздниками, пишут теплые слова и рассказывают о своих достижениях.

Журнал предназначен для всех лицеистов, учителей и родителей, предусматривает возможность учета уровня интересов и склонностей читательской аудитории, их возрастные особенности, а также требования времени. Журнал выставлен на обозрение на стенде «Школьная жизнь» в библиотеке лицея.

Задачи журнала «Ru. Li»:

  • освещение школьной жизни;
  • содействие в воспитании информационной культуры лицеистов;
  • повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, информатике), а также к общественной жизни школы, города, страны;
  • развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни;
  • реализация гражданско-патриотического воспитания;
  • формирование у учащихся толерантного сознания.

Целью создания журнала является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение лицейских событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Дети успешно осваивают различные компьютерные программы, с помощью которых верстается каждый номер журнала, оформляют дизайн, успешно овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой, готовят изображения для публикации в журнале. Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.

Еще одним важным качеством, которое «взращивает» журнал, является ответственность. Ведь работа в команде — дело не только серьезное, но и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу. Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что журнал прочтет множество людей.

Для развития школьного издательского дела объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание — дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях «учитель — ученик — родитель», то журнал будет существоватьдолго и станет образцом свободы слова в школе. Важно правильно организовать эту работу с детьми, чтобы процесс создания журнала был интересным и увлекательным.

Ребята, которые принимают участие в создании лицейского журнала, станут ответственными людьми. Ведь статьи в школьном журнале воздействуют на читательскую аудиторию гораздо сильнее, чем публикации в любом другом (даже молодежном) издании, т. к. они написаны «своими о своем». Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека своей страны.

А нравственное воспитание, которое осуществляется в процессе работы над журналом, охватывает сразу два направления: самих будущих журналистов и их читателей. Самостоятельно работая над материалами о встречах с ветеранами и героями войны, о работе различных кружков, обучающиеся учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли. Такой метод самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения будущих журналистов живым и увлекательным.

Таким образом, роль школьного журнала в воспитании лицеистов не стоит недооценивать. У любого, даже самого маленького школьного издательства, имеется огромный потенциал для того, чтобы воспитывать у современного поколения чувство патриотизма, гражданственности, формировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народа, к человеческой личности.

Участвуя в издании школьного журнала или читая его, ребята учатся любви — любви к своей семье, друзьям, школе, стране.

Манылова Я. М., заместитель директора по воспитательной работе

Архив выпусков журнала


Журнал РУ.ЛИ, выпуск 1


Журнал РУ.ЛИ, выпуск 2


Журнал РУ.ЛИ, выпуск 3


Журнал РУ.ЛИ, выпуск 4