Гувернёрская работа

В условиях школы полного дня спецификой работы преподавателей английского языка является его работа во второй половине дня в качестве гувернера в начальных классах.

Система гувернёрских занятий как эволюционирующая модель, прошедшая этапы разработки, апробации и внедрения, на современном этапе преподавания иностранного языка является важным средством создания естественных условий для пробуждения внутренних возможностей каждого ученика. Учебный процесс проводится за рамками урока в привычной для ребёнка «естественной среде». При организации общения во внеурочное время большое место отводится спонтанной речи. Институт гувернеров в 1 — 4 классах, созданный из числа преподавателей английского языка, обеспечивает более полную реализацию коммуникативно-речевого и социокультурного развития учащихся.

Понятие «гувернер» несколько отличается от традиционного представления в условиях внеурочной деятельности педагога. Это педагог, компетентно владеющего английским языком, способный организовать общение с воспитанниками в течении времени их пребывания в школе (имеется в виду вторая половина дня). Гувернер осуществляет организацию речевого общения 3 раза в неделю с группой детей от 10 до 25 человек в соответствии с планом внеурочных занятий. Принимая детей у воспитателя начальной школы, педагог организует их общение в процессе последовательно сменяющихся режимных моментов прогулки, обеда, дневного отдыха и сопутствующих этим моментам речевых ситуациях. Завершается такое общение гувернерским часом, в течение которого происходит основное формирование умений и навыков в разнообразных формах: разучивании стихов, песен, ролевых игр и инсценировок, чтении художественных текстов на английском языке. Гувернер также осуществляет помощь в подготовке и выполнении домашнего задания к уроку английского языка.

Логическим завершением этой работы в 1-4 классах являются внеклассные мероприятия на английском языке в соответствии с планом и большой заключительный концерт начальной школы на английском языке для родителей весной каждого года.

Основная цель второго этапа обучения состоит в формировании и дальнейшем развитии социокультурной и лингвострановедческой компетенции учащихся — знакомство с особенностями стран английского языка и их народов, фактами, явлениями общественной и культурной жизни России и стран английского языка. Социокультурное и лингвострановедческое развитие воспитанников начальной школы звена предполагает знакомство с традициями, обычаями, особенностями национального характера, быта, повседневной жизни, искусства, спорта страны изучаемого языка.
Как учебный, так и внеурочный материал нашей программы опирается на программный материал УМК для школ с углубленным изучением иностранных языков, неразрывно связан с поурочным календарно-тематическим планированием. Условия школы полного дня позволяют расширить языковой и речевой материал устного общения и организовать усвоение большого числа лексических единиц речевых образцов в естественных ситуациях общения и, самое главное, снять психологический и языковой барьер у детей.

Задачи гувернёра:

  • обеспечивать раннее вхождение ученика в мир другого языка и общение на иностранном языке в соответствии с его возрастными особенностями;
  • создавать базу для дальнейшего изучения предмета;
  • снижать языковой барьер;
  • формировать социокультурную компетенцию;
  • отслеживать успехи каждого воспитанника, составляя рейтинг учебных достижений;
  • способствовать социализации ученика;
  • повышать свое профессиональное мастерство.

Время, уделяемое на гувернерство, условно. Необходимо постоянное сопровождение наставляемого, в том числе и без физического присутствия гувернера, что достигается посредством собственно методики гувернёрских занятий. Инструментом гувернерства является авторская эволюционирующая программа, предусматривающая ежедневные занятия по группам на английском языке в форме живого общения с использованием мобильной системы «Радиогид» (тургид) Reinvox (оборудование ООО «SPBAUDIO», Санкт-Петербург).

«Программа обучения английскому языку в системе гувернёрских занятий» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом, прошла сертификацию и рекомендована экспертной комиссией при ИМЦ г. Мичуринска (Регистрационный № 113 от 25.01.2001) к внедрению в детских образовательных учреждениях. Методика получила высокую оценку V и VI Московских международных выставок «Школа».

Методическое обеспечение представлено программой с приложениями, включающими коммуникативно-речевой репертуар, подборку песен, стихов, пословиц, игр, разработки внеклассных мероприятий.

Показатели оценки эффективности:

  • Высокий показатель качества знаний по иностранному языку, в разы превышающий показатели школ, которые работают, используя базовый учебный план;
  • выбор профиля обучения в пользу иностранного языка;
  • высокие результаты на ОГЭ и ЕГЭ;
  • высокие результаты на международных экзаменах «Starters», «Movers», «Flyers» в начальной школе и FCE в старшей школе;
  • результативность в конкурсах и интернет-олимпиадах «Бульдог», «Олимпис», «Лисёнок», «Инфо-Урок», «Мега-талант» и других;
  • признание педагогическими сообществами целесообразности применения данной практики и, как следствие, её апробация в других образовательных учреждениях (Санкт-Петербург, Уфа) с последующим внедрением.